Суббота, Ноября 18, 2017
   
Шрифт

Управление БИЗНЕС ПРОЦЕССАМИ

Процессы происходят независимо от того осознаем мы их существование или нет, управляем ими осознанно или подсознательно.

  • Определение
  • Примеры
  • Использование (Что с ними можно делать?)
  • Классификация
  • Характеристики
  • Нотации описания
  • Уровни зрелости

 

Процесс - определенная последовательность действий (операций) ведущая к достижению заданного результата.

Процессы, как правило, характеризуются цикличностью и периодичностью.

Примеры процессов:

  • Сборка автомобиля на конвейере, да и любой конвейер
  • Обслуживание покупателя в магазине
  • Сдача налоговой отчетности
  • Пищеварительный процесс

Бизнес процессы - процессы генерирующие ценные для бизнеса результаты.

В любом бизнесе существует по крайней мере один бизнес процесс - продажа, если продажи не выстроены в систему, если продажи происходят хаотично, неуправляемо, непрогнозируемо - то это скорее лотерея, а не бизнес.

Для устойчивого существования бизнеса необходимо по крайней мере три устоявшихся бизнес процесса:

  1. Управление ПРОДАЖАМИ
  2. Управление ПЕРСОНАЛОМ
  3. Управление ФИНАНСАМИ

Идентификация Бизнес Процессов

"- Видишь суслика?
- Нет!
- И я не вижу. А он есть!.."

к-ф ДМБ.

Характеристики бизнес процессов
Универсальными характеристиками бизнес процессов являются:

  1. Время
  2. Деньги

"Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке."
Гражданский Кодекс Российской Федерации, Статья 2, Пункт 1

BPS



Анализ бизнес процессов - один из методов повышения эффективности бизнеса.
Как правило оптимизация бизнес  процессов ведет к снижению затрат (финансовых, временных), но и увеличение Доходной части формулы эффективности весьма реально, например снижение себестоимости за счет оптимизации бизнес процессов может привести к возможности снижения отпускной цены и как возможный вариант увеличение оборота и суммарной выручки и как следствие общей эффективности.

Что бы анализировать бизнес процессы, неплохо было бы их описать.

Важен результат:
Помидоры любишь?
Есть - Да! ... а так нет!

Важен процесс:
Любите ли Вы детей ?
О да! Особенно делать ...

От постановки задачи - ожидаемого результата процесса будет сильном меняться характер, условия и не всегда заметные детали процесса.

С стороны, процесс "занятия любовью" с целью продолжения рода и процесс занятия сексом, с целью получения удовольствия могут выглядеть совершенно одинаково, но ... цель определяет многие существенные, но не столь заметные, со стороны условия, как то например время, использование противозачаточных средств, список можете продолжить сами ...

BP4


Существует даже некое противопоставление "процессных" и "результатных" подходов:
"От него результатов не жди, ему важен сам процесс ...", причина же здесь на наш взгляд не в "плохости" или "хорошестости" подходов, склада характера и еще бог знает чего, а от некорректности постановки задачи, системы мотивации и как ни странно организации бизнес процесса.

В идеале у любого бизнес-процесса должен быть зафиксирован ожидаемый результат, причем с конкретной методикой измерения степени "полности" результата? утвержденной и отработанной и заказчиком и исполнителем. Ресурсы, временные наверно в первую очередь, опять же должны быть четко регламентированы.


Алёша: Степан, у гостя карета сломалась
Степан: Вижу, барин. Ось полетела и спицы менять надо.
Алёша: За сколько сделаешь?
Степан: За день сделаю.
Алёша: А за два?
Степан: Ну, за два… Сделаем и за два.
Алёша: А за пять дней?
Степан: Ну, ежели постараться, можно и за пять.
Алёша: А за десять?
Степан: Ну, барин, ты задачки ставишь! За десять дней одному не справиться, помощник нужен. Homo sapiens.
Алёша: Бери помощников, но чтоб не раньше!
Фимка: Долго гостить собираются?
Степан: От мене зависит. Здесь всё от мене зависит.

"Формула любви"

Есть процессы, например рыбалка, где результатом является не только, а может и не столько формальный результат - улов, сколь удовольствие от процесса, подготовки, самой рыбалки, рассказов (различной степени правдивости) о рыбалке и добыче.
Нередко рыбак затрачивает значительно больше ресурсов, финансовых в первую очередь, на добычу рыбы, дешевле было бы купить. Но ожидаемый результат от процесса рыбалки это не столько трофейный экземпляр, а скорее удовольствие от процесса вываживания и еще многих процессов рыбалки ...

Когда целью рыбалки становиться только улов, это уже не рыбалка, это промысел или браконьерство, а это уже совсем другой процесс.

Характеристики Бизнес-процесса

  1. Цель (требуемый результат + метод оценки результата)
  2. Стоимость
  3. Длительность
  4. Ресурсы
  5. Участники
    1. Фрагментация  количество участников –сотрудников и подразделений
  6. Владелец (Управляющий, Ответственный за результат БП)
  7. Потребители (результата)
  8. Управляющие воздействия
  9. Документы
    1. Участвующие
    2. Регламентирующие

10.  Вход (Сопряженность)

11.  Выход (Сопряженность)

Классификация Бизнес-процесса

  1. Основные / Вспомогательные
  2. Периодические / Асинхронные

Что с ними можно делать

  1. Инжинирить (Создавать) BPI
  2. Описывать
  3. Реинжинирить (Изменять) BPR
  4. Анализировать
  5. Оптимизировать (Изменять целенаправленно)

 

Чего добиваются с их помощью (скорее с помощью их анализа, а что б анализировать «их» надо как то описать )

  1. Снижение издержек (сокращение стоимости, длительности, ресурсоемкости)
  2. Повышение дохода (сокращение длительности)
  3. Регламентация (т.е. требуемый результат должен достигаться только описанным способом и никак иначе)
  4. Сертификация по СМК (Системам Менеджмента Качества)
  5. ИТ поддержки (адекватной описанию)
  6. Упрощению «включения» сотрудников в процесс
  7. Упрощения контроля за течением процесса

Снижение расходов (сокращение стоимости, длительности, ресурсоемкости)

Повышение дохода (сокращение длительности)

Регламентация, повторяемость результата (т.е. требуемый результат должен достигаться только описанным способом и никак иначе)

Сертификация по СМК (Системам Менеджмента Качества)

Стабильность качества “продукта” (результата)

ИТ поддержка, АВТОМАТИЗАЦИЯ (адекватно описанию)

Упрощению «включения», мотивации сотрудников в процесс

Упрощения контроля за течением процесса

 

Процессы - существуют независимо от того описаны они или нет, нравится нам процессный подход или нет.

Comments:

Login Form