Суббота, Июня 06, 2020
   
Шрифт

Выход из кризиса? Или из бизнеса?

Labrador

Что делать собственнику бизнеса, когда нагрянул кризис?

План «А»

«Есть ли у вас план, мистер Фикс?»
Мультфильм «80 дней вокруг света»

«Выдохнуть», снять с полки две папки с заголовками «Антикризисный план на случай обвала рубля» и «Антикризисный план на случай - если у нас все будет как в Китае», собрать свой антикризисный штаб, скомпилировать (разумно объединить) планы в единый антикризисный план и спокойно начать реализовывать его.

Апрельская шутка конечно, но в «Каждой шутке - есть доля шутки».

При чем, для кого-то это планы выживания, спада и стагнации, а для кого-то планы стремительного роста и развития. Все зависит от того насколько вам повезло с родом деятельности и насколько вы тщательно подготовились.

Что может быть хуже кризиса?
Ну а для кого-то лучше...

rublХуже/лучше кризиса может быть только букет кризисов!

Обвал национальной валюты - это, можно сказать, наш традиционный и регулярный кризис. Многие компании его уже пережили и неоднократно. Но, к сожалению, не многие готовились к следующему.

Кризис же вызванный пандемией многие уже окрестили «Черным лебедем» (непрогнозируемым событием) по классификации Нассима Талеба, но сам автор этого термина не согласен, что лебедь черный, белый утверждает он, белый.

До России «самоизоляция» и «карантин» без карантина докатились через пару месяцев после того как мы все наблюдали динамику развития ситуации в Китае. Время, хоть как-то, подготовиться было, и подготовить папочку антикризисных мер (не такую конечно объёмную как по кризисам обвала валюты) но можно было.
Но... как всегда, «было некогда».

crisis2busy2План «Б»

«Спасение утопающих - дело рук самих утопающих!»
«Двенадцать стульев» Илья Ильф, Евгений Петров

Так что же делать?

«Выдохнуть», честно и открыто пообщаться со своими сотрудниками и партнёрами, создать антикризисную команду, собрать всю доступную информацию, проанализировать ее, сделать несколько вариантов прогноза развития ситуации, принять решение о дальнейших действиях, сформулировать цели разработать план действий!

«Удаленка»

Специфика текущего кризиса - возможность заразиться и заразить самому covid-19, способствует активному освоению методов удаленной работы, благо современные технологии позволяют это делать. Избежать собственного заражения и заражения своих сотрудников - задача номер один в текущих условиях. Что толку будет даже в гениальных антикризисных планах, если реализовывать их будет некому.

Так же, многие собственники мечтают о возможности дистанционного управления своим бизнесом.
Самое время начать отлаживать этот бизнес процесс!

Начните с проведения обсуждения ситуации в режиме телеконференции (Zoom, Skype..., ) на уровне собственников компании с привлечением экспертов.
Проведите удалённый «совет директоров», сформируйте антикризисную команду из своих ключевых сотрудников и доверенных партнеров, консультантов.

Далее разработайте регламент и процесс работы антикризисный команды в удалённом режиме. При достаточной численности сотрудников вашей компании, можно также в удалённом режиме, запустить работу нескольких проектных групп с координацией их работы проектным (антикризисным) комитетом.

Методики управления проектами, традиционная (waterfall) или гибкая (agile), для каждой проектной группы, выбираем исходя из целей каждого конкретного проекта.

Что этот кризис для вас?

Варианты:

  1.  Банкротство
  2.  Выживание
  3.  Переждем
  4.  Растём

Оцениваем ресурсы

Определить ваш «вариант кризиса» позволит анализ доступных для вашей компании ресурсов, динамика их расходования/пополнения и оценка сроков, на сколько времени их вам хватит в текущей/прогнозируемой ситуации.

Даже если этот кризис для вас - «возможность» роста, то оценить доступность ресурсов крайне важно! Если при резком «взлете» вы столкнётесь с дефицитом ресурса, то решительный взлёт может быстро превратиться в стремительное пике.

Независимо от вашего варианта кризиса, быстрые решения, продуманный план действий и скорость его реализации помогут вам либо с наименьшими потерями выйти из кризиса или даже из бизнеса, либо не только уверенно расти, но и развивать свой бизнес.

Ставим цели

Выбрать свой вариант реакции - не достаточно, стоит сформулировать конкретные цели.

Например

  1. Банкротство. Цель - разработать план выхода из бизнеса с минимальными финансовыми и репутационными потерями, в течении месяца.
  2. Выживание. Цель - разработать новое виденье бизнеса, новые стратегические цели компании и план преобразований компании; минимизировать затраты в течении двух недель.
  3. Переждем. Цель - сохранить здоровье сотрудников. Отдыхаем месяц - далее принимаем решение по обстоятельствам.
  4. Растём. Цель - адаптировать планы под новые условия, с учетом необходимости и доступности требуемых ресурсов для обеспечения надежного роста, в течении недели.

Планируем

Цели поставлены - разрабатываем план действий для их достижения. Если уж вы не «подстели себе соломки заранее», не проработали антикризисные планы заранее (чем бы сейчас себе сильно сократили работу и время принятия решений) то пора этим быстро заняться.

Чем отличается антикризисное управление?

«Либо быстрый..., либо мертвый!»

Действия в кризисных ситуация в «здоровых компаниях», с поставленными системами стратегического, тактического и операционного управления отличаются от «мирных» условий только одним - скоростью.

Быстрее надо собирать и анализировать информацию, быстрее принимать и реализовывать решения.

Держим руку на пульсе.

«План - ничто, планирование - все!»
Дуайт Эйзенхауэр

С учётом того, что кризис, тем более «букет кризисов», это чаще процесс, а не одиночное событие - то ограничиться одним решением вряд ли удастся! Отслеживаем развитие ситуации и при необходимости «выбрасываем в корзину» текущий план и быстро ищем новое решение и быстро разрабатываем новый план действий!

При чем тут Стратегия и Корпоративная культура?

Кризис - это, несомненно, время, когда следует перепроверить или даже разработать заново и стратегические цели, и саму стратегию.

«Культура (корпоративная) ест стратегию на завтрак» - говорил Питер Друкер. Корпоративная культура пережует и кризис, если она сильна и не спонтанна, а заботливо выращивается владельцем бизнеса.

Бизнес - командная игра.

«Друзья познаются в беде.»
«Друзей не надо иметь, с друзьями надо дружить.»

Сотрудники, партнёры, познаются в кризис. Доверие, которое собственник бизнеса может заслужить во время кризиса своей честностью, порядочностью, привлечением сотрудников к разработке и реализации антикризисных мер - дорогого стоят. Кризис - это ещё и время понять кто из вашей команды оказался случайно на «борту» вашего бизнеса.

Корпоративная культура может выкристаллизоваться в это сложное время, если вы конечно будете осознанно укреплять доверие в вашей команде и среди партнёров.

Выживает, как утверждал Чарльз Дарвин, не сильнейший или умнейший, а самый быстро приспосабливающийся. Быстро приспосабливаться, выработать и реализовать антикризисное решение может сплоченная команда. Только собственные, пусть и компромиссный решения, вдохновляют команду на их реализацию и адаптацию по ходу выполнения.

Резюме:

  1. Соберите всю доступную информацию
  2. Оцените доступные жизненно важные ресурсы и сроки их исчерпания
  3. Выберите и освоите подходящие средства удалённой командной работы (Skype, Zoom, ...)
  4. Обсудите антикризисную стратегию на уровне собственников, «совета директоров» и привлечённых экспертов
  5. Активно включайте в анализ ситуации, разработку и реализацию антикризисных мер всех ключевых сотрудников
  6. Разработайте совместно с сотрудниками и доверенными экспертами антикризисный план и начинайте его реализовывать, корректируя «по ходу»
  7. Укрепляйте доверие, честность и уважение между сотрудниками, партнёрами, клиентами и собственниками компании. Доверие - основа эффективной корпоративной культуры, с опорой на которую можно победить любой кризис.
  8. Кризис - время, когда Ваш личный авторитет и авторитет вашего бизнеса может кратно вырасти и влиять на него будет даже не столько результаты, которых вы достигнете, а ваши действия в критической ситуации.

Мы готовы помочь вам и вашей команде в этой сложной ситуации.
Мы не только знаем что надо делать, но и знаем как это делать и делали это в различных компаниях и разных ситуациях.

И в ситуации кризиса спада и кризиса роста.

Стремительный взлет часто приводит к не менее стремительному падению, если вам не хватит опыта и навыка.

Звоните:    +7 (910) 790-75-50
WhatsApp: +7 (920) 045-5-789
Viber:        +7 (920) 045-5-789
Telegram:  +7 (920) 045-5-789
Пишите:     Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
Skype:       freelanco
Facebook:  freelanco

PS:
Мы придём на выручку даже если у вас сейчас нет выручки!


Comments:

Login Form